DNR-2

Фильм-открытие нынешнего фестиваля документального кино Docudays UA-2015 — лента, которая «исследует сепаратистское движение на востоке страны в самом его зародыше, единственное кинематографическое свидетельство «с той стороны» — так описано в аннотации к данному фильму. Но фильм, который должен был «рубить всю правду-матку», вообще ничего не рубит, ни правду, ни матку. Разве что — революционный пупок.

Автор документальной ленты — британский режиссер Энтони Баттс. В Донецке он провел несколько месяцев весной, в тот момент, когда в городе начинала нарастать агрессия. В фильме представлены кадры избиения горожан, которые поддерживали единую Украину, а также уничтожение государственной символики, захваты зданий. Многие из этих кадров – это кадры из YouTube, а также сюжеты ViceNews.

Понятие правды «той стороны», к которому апеллирует режиссер, очень неустойчивое понятие. Ведь, что что такое правда, какой ее нарратив? И что такое «та сторона»? Сколько их «тех сторон»?

Фильм основан на историях трех сепаратистов, которые участвуют в «протестном движении». Вокруг этих героев построена военная романтика и желание жить в новой стране.

Романтизацию режиссер подчеркивает классической музыкой, которая звучит в фильме вместе с советским гимном и уличным матерным речетативом.

Команда режиссера говорит, что жалеет о том, что в фильме недостаточно много присутствует сцен с украинскими патриотами, которые живут в Донецке. Фактически они представлены моментами, когда их избивают или угнетают. В целом это не больше десяти минут фильма. Их мнения в фильме попросту нет. Фильм снят в тех местах и тех ситуациях, которые были разрешены «ДНР». При этом, плашки о том, что фильм сделан «по разрешению ДНР» нет.

Режиссер настолько романтичен в своих высказываниях о своих героях, что все зверства, которые они совершают, уходят на второй план, на первое место выходит идеализированное представление о том, что люди захотели жить самостоятельно от Киева. Сам же режиссер оперирует в своих объяснениях сомнительными цифрами киевской социологической компании о том, что 50% жителей Донбасса поддерживали «ДНР».

Но на самом деле ситуация обстоит иначе. В апреле 2014 года Донецкий институт социальных исследований и политического анализа провел опрос, который свидетельствует, что большинство жителей Донецка поддерживают расширение прав местного самоуправления, но не поддерживают федерализацию и идею Донецкой республики.

Результаты исследования показывают, что в унитарной Украине, где регионам расширяют полномочия (экономические и налоговые), хотели жить 31,6% дончан, 18,6% опрошенных устраивал уровень местного самоуправления. Они хотели жить в единой унитарной Украине без каких либо изменений в ее устройстве. В тоже время, за федерализацию Украины с делением страны на несколько федеральных округов выступили 15,5% дончан. Еще 18,2% опрошенных выступили за вхождение в межгосударственный союз с Россией, а 8,7% – за вхождение на правах области в состав Российской Федерации. Вместе с тем, идею провозглашения независимой Донецкой республики восприняли лишь 4,7% дончан.

Однако, это не единственный контекстуальный «прокол» режиссера. Один из его героев, которых так романтично описывает Баттс, в кадре рассуждает о том, что человеческая жизнь это наивысшая ценность и нет ничего дороже ее. Однако, тут же достает свой пистолет и угрожает впереди едущей машине, со словами: «Вот тебе повезло, я забыл свои патроны, а так — убил бы» (фраза интерпретирована в связи с использованием в ней нецензурной лексики).

Восстание ватников,

в живых останутся только машины и два-три десантника.

Собрались – решили и первым делом снесли памятник первопечатнику…

высшие силы благословили их на беспорядки…

Вагоновожатые

 

Или, к примеру, другой герой рассказывает на камеру о более чем «миллионе, которые перевели на нужды революции».

Кто перевел, откуда? – спрашивает режиссер.

Оттуда, – говорит герой.

Создается впечатление, что все начинается сначала, с бесконечными вопросами о том, кому же это было нужно. По «эту сторону» ответ кажется очевидным, однако по «ту сторону» предпочитают не говорить Его Имя всуе. Все как в истории Гарри Поттера, который может произнести имя лорда Волдеморта, в то время как другие называют его Тот, чье имя нельзя произносить. Но проблема в том, что война на Донбассе — это не сказка для 14-летних подростков. Это реальная война, которая забрала много человеческих жизней и понесла невероятные разрушения. И пока одни ходили с палками, которые чудным образом превратились в Буки и Грады, с уверенностью в том, что свершается революция, другие превратились в российских кадровых военных, которые стали грузом 200; третьи вынужденно покинули свои дома и наблюдали как рушится их жизнь и пространство, в котором они чувствовали себя комфортно, и теперь должны искать новый дом, новый комфорт, работу и жизнь.

Кілька збройних конфліктів,

пару зрадників на екрані.

Долар виріс,

російським рублем не торгували.

Мертвий півень

На вопрос: почему же так случилось, что произошло, почему местные люди поддерживали эту агрессию, в фильме нет ответа. Есть небольшая попытка пояснить это репликой одного из героев, который говорит об отсутствии зарплат и экономическом кризисе. Однако, все это движение за «ДНР» не декларировало ни одного социального лозунга, а начало с политических требований. Ни одна социально-экономическая проблема не была оговорена и не было предложено ее решение. Фильм также не предлагает глубокого изучения этих проблем. Нет четко выраженного понимания, кто эти люди, поддержавшие сепаратистское движение и почему они в данный момент своей жизни поступили именно так, что с ними произошло спустя некоторое время. Словом, в фильме присутствует самая малость аналитики, которая теряется на фоне пафосных высказываний и гротеска. Зритель, который знаком с ситуацией и контекстом, воспринимает этот фильм как трагикомедию и фарс. Неоднократно зрители Docudays воспринимали некоторые эпизоды смехом и аплодисментами. В частности это касается моментов, когда «революционеры» путают местами цвета своего нового флага, или когда на надписи на стене забывают написать «РЕН» в слове РЕФЕРЕНДУМ. В реальности же первые месяцы существования так называемых республик мы не могли понять: то ли это ДНР, то ли Новороссия, кто ее лидер, и на какие территории они претендуют, так как концепция всего этого мероприятия менялась каждый день, да и до сир пор меняется.

Команда режиссера негодует: эти люди такие несчастные, их столько раз обманывала олигархическая власть. Однако волей-неволей сам режиссер использует своих героев: он дает им мнимую надежду, иллюзию о будущем этой псевдо-республики («Вот мы тут стоим-стоим и не известно, до чего достоим»), а из участников погромов создает Героев революции, чьи имена так и останутся за кадром, потому как у большинства — псевдонимы/клички/погонялова.

А почему жгут флаг? – спрашивает маленький мальчик мужчину, глядя на то, как сжигают украинский флаг.

Это сложно, —говорит мужчина. — Была раньше большая дружная страна, а потом ее не стало.

В своем комментарии к фильму режиссер говорит о том, что сегодня нужно пересмотреть термин «гражданская война». В свою очередь, просмотрев данный фильм, возникает вопрос о том, что такое документальное кино, и может быть стоит пересмотреть его рамки и сроки воспроизведения? Ведь, этот фильм, скорее, о том, что происходило в тот самый момент с точки зрения «доступа к ДНР», это некая гонзо-документалистика, поверхностно описывающая жизнь самодельной республики.

К слову, о жизни донецких шахтеров, заводчан, бедных рабочих и маргинальных групп было снято немало фильмов. Самый известный и титулованый фильм Михаэля Главоггера Смерть рабочего, отснятый в пяти странах — история шахтеров Донбасса открывает этот фильм. Есть еще фильм Иной Челси, описывающий огромную разницу между бедными и богатыми жителями Донбасса. Есть Шахта №8, описывающая историю мальчика-подростка, работающего на копанке. Есть фильм немецкого производства Письма из Юзовки. Один из советский художественных фильмов Зеркало для героя (реж.Владимир Хотиненко, 1987 год), сценарий к которому написал уроженец Макеевки, также отвечает на вопрос «почему?».

Кстати, название фильма, которое предлагают организаторы фестиваля Docudays UA  — ДНР: Химерная история о самодельной стране, как оказалось не соответствует реальности. В оригинале фильм назван ДНР: Удивительная история о самодельной стране, что автор подчеркнул в своем комментарии после фильма. Два, казалось бы похожих слова, однако такие разные семантические значения. Однако, вся дискуссия даже не о том, что фильм выглядит абсолютно конъюнктурно и пропагандистски, даже не смотря на хорошее чувство юмора зрителей Docudays и их восприятие данного фильма. Удивительно, что именно этот фильм открыл украинский кинофестиваль документального кино.

А  вчера, в рамках внеконкурсной программы посетители Кинопанорамы и Docudays ознакомились с невероятно красивым фильмом Вальс. Алчевск режиссера Вадима Илькова. В фильме много поэзии, музыки, красоты и любви. Любви к стране, к региону, к друг другу. Жаль, что его показали лишь в четвертый день фестиваля.

Катерина Яковленко, координатор проекта Donbas Studies