Открытая группа. Освещённая территория. 2014. Фото: Клеменс Пул
Открытая группа, с момента своего появления в 2012 году, уже своим названием и концептуальной подоплёкой работ говорит о том, что границ себе не ставит. Художники (Юрий Билей, Антон Варга, Павел Ковач (младший), Евгений Самборский и Стас Турина) находятся в постоянном медитативном процессе работы над расширением творческого пространства. Каждый их проект по характеру напоминает лабораторную работу, где предметом исследования является сама лаборатория, а точнее — возможность создать её где угодно.
Пространство — это ключевое слово, если говорить о составляющих компонентах работы Открытой группы. Наблюдателю со стороны может даже показаться, что человеку в этом пространстве нет места, что художники отстраняются от всего социального, злободневного, телесного и человеческого. Такого, что гораздо более знакомо местному зрителю, поскольку превалирует в современном украинском искусстве либо тематически, либо через выбор средства изображения и тенденции к созданию предметного искусства. Однако, если присмотреться внимательно к работам ОГ, окажется, что в их центре всегда находится человек. И его присутствие становится отправной и собирательной точкой всего процесса.
Первая работа, благодаря которой об открытой группе узнали далеко за пределами Львова, где она была представлена в ходе Недели актуального искусства, называлась Галерея на Арсенальной площади. Это была помещённая в центр города пространственная инсталляция — незамысловатая деревянная конструкция, контурно изображающая здание. Она послужила началом серии полевых исследований Открытая галерея, частью которых стала работа Освещённая территория, реализованная в Сырецком гае в рамках проекта ЗАХОПЛЕННЯ.
Открытая группа. Галерея на Арсенальной площади. 2012. Фото авторов
Первое прочтение Открытой галереи — очерчивание пространства. В сочетании с реальными домами вокруг Арсенальной площади, инсталляция была инструментом, позволяющим увидеть, как нематериальное становится осязаемым. А поскольку это символическое здание, согласно названию, являлось галереей, художник давал подсказку: любое пространство, где присутствует творческий жест, может стать выставочным.
Присутствие человека в этой работе является ключевым, хотя и незаметным на первый взгляд. Во-первых, для создания проекта авторы организовали сбор средств среди знакомых: на каждые полученные 18.50 гривен они покупали деревянную балку. Одна балка — один человек. Это была инсталляция из людей.
Во-вторых, когда мы говорим о данном работой пространстве или пытаемся его описать, исходной является позиция художника, предлагающего именно это место для экспонирования чего бы то ни было. Здесь мы можем отойти к самым истокам концептуального искусства — к реди-мейду. Реди-мейд — любой предмет или объект, бытовой или промышленный, который, оказываясь помещённым в экспозиционное пространство, наделяется статусом произведения посредством изоляции и выбора. В данном случае, таким реди-мейдом становится само пространство, за выбором которого стоит конкретная группа людей. Это была инсталляция сделанная людьми.
Ну и в третьих, сам факт создания работы в публичном пространстве по умолчанию предполагает её взаимодействие с людьми. Другой вопрос: сработает это или нет. Тогда во Львове — более чем. Конструкция, которая являла идею здания, намёк на него, — была облюбована местными школьниками, которые обосновались там в свои неурочные часы. Это была работа для людей.
Через год, осенью 2013 года, продолжение проекта Открытой галереи можно было увидеть в работе Ars Longa Vita Brevis в PinchukArtCentre — уже в реальной галерее. Хотя наличие совершенно осязаемых пола, стен и потолка было такой же формальностью, как и выбранное наугад название работы. Для того, чтоб стать её частью можно было даже не заходить в сам арт-центр, а, например, встретить кого-нибудь из участников группы на улице или где угодно ещё — на голове художника с утра до вечера была прикреплена камера, которая снимала всё, что попадало в её объектив. Всё, что выбором направления движения или места присутствия художника превращалось из будничного в выставочное.
Открытая группа. Освещённая территория. 2014. Фото: Клеменс Пул
Ещё через год, мы сталкиваемся со следующим эпизодом очерчивания пространств: в рамках проекта ЗАХОПЛЕННЯ Открытая группа создаёт очередной вариант открытой галереи. 30 сентября и 1 октября в Сырецком гае, на одной из безлюдных полян, через которую проходит еле различимая тропинка, соединяющая метро и спальный район, для монтажа галереи понадобился только галерейный свет. В темноте ночи появилось видимое пространство, которое, согласно некоторым французским философам, обосновывается как состояние света.
Освещённая территория, так же как и самая первая версия Открытой галереи, автоматически превращает зрителя, находящегося внутри инсталляции, в экспонат. Однако если в первом случае ему было удобно внутри деревянных конструкций, то во втором — он держался в стороне от выбранного художниками пространства или проходил сквозь него, не задерживаясь, избегая назойливых галерейных ламп. В то время, как в первой работе человека нужно было разгадать, в этой — он был в неизбежном фокусе. Кстати, как и в предыдущем проекте ОГ под названием Биография, где ребята собирали персональные истории посетителей PinchukArtCentre, зачитывали их вслух и создавали свой архив.
Открытая группа. Биография. 2014. Фото: Александр Пилюгин, предоставлено PinchukArtCentre