Евгений Степанец – молодой фотограф из Луганска. В силу военных обстоятельств ему пришлось изменить место жительства, избрав Киев как город возможностей. Не смотря на то, что фотографией Женя занимается не так давно, на его счету участия в таких проектах как Пермская биеннале фотографии (2013), фестиваль мультимедиа Night Contact (Брайтон, 2014), Photonic moments (evening projections) (Словения, 2014), Eastreet 2 (Люблин, 2014) и многие другие. Совсем недавно в Малой галерее Мыстецкого Арсенала была представлена выставка с его участием Трудная Земля.
Фотографии Жени современны и отображают окружающую реальность ровно настолько, насколько углубляют человека в его собственный мир переживаний. Он думает о свободе, об условиях жизни сегодняшнего человека, не лишая зрителя возможности самому додумать продолжение визуального повествования. И, как самый настоящий, неравнодушный к красоте фотограф, Женя запечатлевает человеческие эмоции и душевные состояния посредством портрета, а внешняя среда раскрывается на снимках меланхоличных пейзажей.
О насущности фотографии, дестабилизации на Востоке Украины и на другие не менее актуальные темы можно будет поговорить с Евгением на Книжном Арсенале в рамках Живой библиотеки проекта Донбасские Студии. В этом материале он рассказал IZIN о том, как ему удается видеть свой город красивым.
Фото из серии: Not The Promised Land
О переезде
Уже более полугода живу в Киеве. Не могу сказать, что мой переезд был навязан исключительно военными событиями, которые разворачивались вокруг Луганска в 2014 году. Естественно, я опасался, что агрессивные действия коснутся самого города, и оставаться там, подвергая собственную жизнь и жизнь близких опасности, мне казалось достаточно рискованным делом. Когда события начали приобретать негативный характер, пришлось уговаривать родителей переехать к знакомым в Винницу. В июне я принял решение перебраться в Киев. Это было время, когда каждый понимал, что война уже не за горами. Прежде всего, мне хотелось получить опыт жизни в чужом городе: сменить жизненную обстановку, попробовать, что здесь есть такого, чего не хватало мне там. В Луганске меня по большому счету ничего не держало, но я не отрекаюсь от него и совсем не против вернуться в «исследовательских» целях. Начало войны стало оправданием для многих, кто уже давно мечтал уехать. Когда-то этот город рос и развивался. Сейчас же он находится в состоянии упадка.
О вдохновении и деятельности
Мы живем в век интернета, поэтому знакомиться с людьми и их творчеством сейчас гораздо проще, чем это было десять лет назад. Вдохновение и возможности для реализации черпаю в общей сложности оттуда. Благодаря интернету мне не составляет труда отслеживать развитие современной фотографии, различные фестивали и события в области искусства. Не могу сказать, что я перенимаю опыт у известных фотографов или у определенного круга людей. Толчком для совершенствования служит творчество различных зарубежных и украинских фотографов. Из донецких фотографов я знаком с ребятами из группы «жужалка». Стараюсь следить за творчеством тех фотожурналистов, которые документируют современный Донецк и Луганск.
Фото из серии: Not The Promised Land
В фотографии я обращаю внимание не только на сюжет, но смотрю на неё с художественной позиции; смотрю на то, как снимает фотограф, как он ставит кадр, как подбирает локации — в снимке важна каждая деталь.
Не могу сказать, что фотография приносит мне доход. Зарабатывать на фотографии пока что является для меня чем-то неестественным. Не хочу превращать творчество в коммерцию. Немного занимаюсь веб-дизайном, коллажированием, буквально на коленке сделал зин. В последнее время мои работы экспонируются на выставках в других городах Украины: Одессе, Киеве, в Крыму. Мне хочется заниматься фотографией на профессиональном уровне, перешагнув стадию обычного увлечения.
Луганская серия Not The Promised Land
Серии снимков о Луганске была сделана перед началом военных действий в феврале-апреле 2014 года. Не могу сказать, что это чисто документальная фотография. Внимание здесь сосредоточено на человеческих эмоциях, чувствах, пейзаже. Вначале мне была интересна окружающая среда, город, в котором я прожил и почему-то не замечал его красоты. Вскоре появилось желание запечатлеть места, которые всю жизнь оставались вне зоны фокуса.
Нельзя сказать, что за всю свою историю Луганск претерпевал серьезные изменения. После распада Союза ландшафт составляли разбитые индустриальные здания. Существует правдивый посыл о том, что Луганск – не самый подходящий город для людей культуры, неидеальный в плане реализации творческих желаний и далеко не самый романтичный. Мне хотелось показать, что места в этом городе не совпадают с видением молодых людей на то, какой должна быть их жизнь.
Серия про Луганск выполнена почти интуитивно, практически без задумки. Иногда хотелось снять определённого человека в определённом месте. Все персонажи из этой серии – мои друзья. Это молодые люди, которые уехали из Луганска и наверняка не вернутся. Текст к этой серии написал мой друг-музыкант, который тоже уехал. Всё, что вы видите на этих снимках, было запечатлено вокруг одной территории спального района.
Изначально я хотел сделать серию об окраинном районе не только областного центра, но и страны в том числе. Выходишь из дома и видишь перечеркнутую табличку «Луганск». Это говорит о том, что достаточно пройти несколько десятков километров и наткнутся на границу.
У меня получился набор фотографий, которые интуитивно удалось составить в одну серию, слепить их в определенную историю, скомпоновать по колориту и ритму. Если бы у серии была другая последовательность, я бы мог счесть её правильной. Горизонталь в моей фотографии играет основополагающую роль.
Земля. Фото из серии: Not The Promised Land
Однажды я ездил в деревню к родственникам. Вышел, начать снимать, и в какой-то момент осознал себя взрослым человеком. В детстве ты ездишь «по бабушкам», а когда взрослеешь – появляются разнообразные хлопоты, из-за чего забываешь о родных местах. Территория за футбольным полем, куда раньше приезжали команды из города и области, находится в совершенно заброшенном состоянии. На месте, где раньше была жизнь, оказались снопы травы. Сейчас там просто очень мало людей.
Яр
Это верхушка оврага, за которым расположен южный квартал — его обстрел случится через месяц после создания этого снимка. Яр находится довольно близко к моему району. Если пройти яму, то на обратной стороне яра находится пограничная часть, с которой, собственно, в нашем городе всё и началось. После захвата погранзоны начались полноценные боевые действия в течение двух-трёх недель.
Дорожная развилка
Это довоенное фото, но его можно прочесть и в нынешнем контексте: объездная дорога перекрыта, за счет проволоки на ограждении создается впечатление, что это подъезд к изолированной зоне, которой является сам Луганск. На этом кадре: дорога, какой-то бугор, забор, проволока – можно нафантазировать что угодно. Возможно, изнутри этот забор разрисован всеми цветами радуги, и вдруг это всего лишь миф, что в Луганске плохо.
Микрорайон
Здесь заснят микрорайон, в котором я жил: массив южных кварталов с природными названиями — Мирный, Ольховский, Степной, Заречный. Это обыкновенные десятиэтажные дома, но у одного из них была претензия на украшение. В моей памяти таких домов как этот в Луганске больше нет: он единственный со странными окнами друг напротив друга.
Автопортрет
В квартире друга
Было время, когда банкоматы перестали работать. У всех возникла паника: что делать? Где взять деньги? Когда люди выходили на улицу, всех одолевало чувство неопределённости. Мы с другом недоумевали от цирка, который развернулся прямо перед нашими глазами, и хотели оградиться от этой ситуации.
Пейзаж
Всё запечатленное на этом снимке находится в каком-то начавшемся, но не закончившемся состоянии. Снег растаял, и стали видны признаки человека. Прояснилось, что называется.
Дорога
Я тысячи раз проходил это место: дорожка, которая ведет в угол между домами. В никуда.
У меня есть желание вернуться и сделать документальную серию снимков о Луганске. Если эта серия получилась с уклоном на интуитивное восприятие, то сейчас мне хотелось бы сделать фотографии документального характера. Больше людей, больше историй.
Серия In My Own World
Произошла интересная история с моим участием на Биеннале-2013 в Перми. В рамках проекта я представил черно-белую сюрреальную серию. Четыре месяца спустя после события ко мне в руки попал каталог выставки. Пролистывая его, я увидел добавленную подпись к моим фотографиям: «Евгений Степанец. Луганск, РОССИЯ». Видимо, еще тогда это был плохой знак. Город Луганск, как и Донецк, действительно существует и в России, хотя его размеры не превышают и пяти квадратных километров. И это с учётом того, что я заполнял анкету, где предельно ясно написал, что живу в Украине, в городе Луганск.
Серия Meeting Places
Эта серия сделана под впечатлением музыки Pink Floyd. Шары, сделанные из папье-маше, вылепленные по форме фитбола, при беглом взгляде могут напоминать футбольные мячи. Поделюсь секретом редактора: на самом деле, это снимок одного шара со штатива. Я сделал общую картину, поставил шар, замазал, поставил еще где-то. Изначально была абстрактная идея, которая заключалась в том, чтобы сделать интересный кадр, на который можно смотреть и ничего не понять. Потом я привязал это к теме изолированности человека. По сути, каждый человек находится в какой-то оболочке/капсуле/скорлупе. И хотя мы каждый день коммуницируем с людьми похожими или непохожими на нас, каждый находится в своих мыслях, варится в своём мире.
Эта серия имеет конкретный замысел. Места, где днем есть люди, ночью остаются пусты. К тому же, оставаясь вне нашего внимания, транзитные места – вокзалы, курилки, задворки супермаркета – оставляют за собой историю. Кусок краеведческого музея, мусорный бак, лампа. Эти фотографии не отображают упадочный Луганск, каким он сейчас является. Ночью Луганск, как и Донецк – прекрасен.
Фотографии взяты со страниц Евгения Степанца на cargocollective и behance
Подготовка материала к публикации — Влад Андриевский