Еще в детстве на уроках истории и литературы мне становилось неприятно от того, как легко ныне живущие бичуют тех, кто во времена революционного террора становился на сторону зла. Уже тогда мне казалось что мир не черно-белый и есть какая-то другая правда и, возможно, другой смысл того или иного поступка, который на страницах учебника истории выглядит вполне определенно.
Едва ли мы сможем понять опыт предыдущих поколений в полной мере без опоры на артефакты того времени, вобравшие в себя все сложности и противоречия тех, кому довелось жить до нас. Стоит ли еще раз говорить о том, как важна историческая память и непрерывность культурного развития любого народа и государства. И в этой связи закономерно возникает вопрос к действиям сегодняшней власти, где количество популистов зашкаливает и в погоне за политическими дивидендами совершаются действия по уничтожению социально-культурной информации, осмысление которой может дать нам ответ на многие вопросы которые сегодня повисли в воздухе и рискуют так и остаться без ответа.
Недавним примером таких действий в этой области стали законы «О декоммунизации» и, в связи с ними, попытка протащить в Киевсовет решение по демонтажу элементов советской символики на станциях киевского метрополитена. Это очень показательная попытка одним махом выпилить 70 лет собственной истории и сделать вид как будто ничего и не было. Но было. Было много страха, ужаса, боли и унижений, но в то же время была и смелость. Невероятно, но все это время здесь была жизнь. Безусловно, свой протест против гнетущей действительности можно выразить через собственную смерть, и в некотором смысле мы это делаем, но есть другой выбор — протест путем сохранения собственной жизни. И в этом смысле советская эпоха была эпохой множества выдающихся людей, мыслящих категориями общечеловеческих ценностей вопреки царившему порядку, и тех, кто просто достойно выполнял свой ежедневный труд. Те, кто остался жить, по сути, создал уникальную культуру, преисполненную новаторства и открытий в разных областях человеческого бытия. Отбрасывая и не понимая этого, перечеркивая собственную культурную традицию только потому, что она имеет историческую связь с идеологически враждебной всему архаически украинскому, мы не сможем интегрироваться в современный общечеловеческий контекст, где давно уже покончено с вопросами национальной и партийной принадлежности.
Говоря о советской эпохе, невозможно не включить в размышления исторический контекст, который тесно связан с угрозой собственной жизни, подозрением и постоянным ощущением присутствия «третьего». Можно только представить, как рисковали те, кто пытался оставить свое зашифрованное послание, которое мы с вами даже не хотим прочитать. Именно поэтому сегодня особенно цинично выглядят попытки воодушевленных «революционеров» уничтожить все, что по их представлению не является исторически украинским. Уничтожая материальные свидетельства человеческих отношений, как символический и метафизический пласт прежде всего, мы уподобляемся нашим палачам, которые также шли путем разрыва фундаментальных связей и традиций украинского народа. Такая практика возникает как следствие мощного глубинного разрыва, который закономерно влечет за собой ограниченность, злость и бессмыслие в головах потомков. Их снова и снова охватывает навязчивое желание связать прошлое с настоящим, словно от невозможности вспомнить что-то важное.
Именно бессмыслие, на мой взгляд, как нельзя точно отражает суть происходящего во времена перемен. Это отсутствие толка и содержания, когда старая традиция себя изжила, а новая еще не возникла. Когда в паническом поиске новых смыслов наше общество не успевает по-настоящему осмыслять и преобразовывать свою действительность, а все, чего оно хочет, умещается в маленьком слове «реванш». Срочно, безотлагательно, немедленно. Выжечь, выпилить, стереть с лица земли, не оставить ни одного напоминания о старом.
Характерно, что так действует первобытная орда и тоталитарные общества, но не культура. Хотя лично я далека от заявлений, что сегодняшняя Украина является тоталитарной и вообще когда-либо ею являлась, но тот идеологический реваншизм, который остро назревает в нашем обществе в последнее время, может нас действительно погубить. И не потому, что мы будем выглядеть некрасиво перед старыми демократиями, а потому что нельзя бороться с идеологией, находясь на позициях другой идеологии.
Безусловно, нельзя забывать, что на плечи украинцев легла тяжелая наследственность в виде многовековой борьбы за право выбора и определения собственного бытия. И невозможно представить, чтобы мы смогли так легко отказаться от этого бремени. В этом и кроется самая большая для нас опасность. Кадровые назначения постреволюционного периода, законы и решения в области гуманитарной политики Украины только еще раз подтверждают это. Все происходящее сегодня вызывает не просто недоумение и приступы отчаяния, но и в принципе ставит крест на всякой возможности преодолеть это трудное время и выстроить действительно новый фундамент для будущего.
Трагизм культурной ситуации в Украине состоит в том, что так называемые элиты не просто занимаются популизмом, а действительно мыслят категориями идеологического и культурного реваншизма. Причем понимания того, в чем же состоит эта идеология и культура, не существует. Но есть немеркнущие символы украинскости в виде языка, вышиванок, Шевченко и мазанок, в то время как современный мир мыслит категориями универсализма и взаимодействия, где человек как уникальная единица, свободная в своем выборе идентификаций.
На фоне этих размышлений, у меня возникает огромный вопрос не столько к украинским чиновникам, сколько к интеллектуалам. Мне кажется, что отсутствие должного уровня рефлексии, а уж тем более во времена серьезных структурных изменений, непозволительная роскошь. Будущий фундамент либо будет заложен мыслящей элитой в виде универсальных принципов культуры и социальных отношений, либо мы окажемся на грани необратимой катастрофы.