Джо Райли в ИЗОЛЯЦИИ. Фото: Дима Сергеев
В Украину художник из Нью-Йорка Джо Райли приехал хорошо осведомлённым об истории Майдана и последующих событий. Конечно, он не единственный человек на Западе, который искренне интересуется происходящим нынче в Украине. Однако его интерес слишком не похож на праздный. Три года назад Джо стал участником протестного движения, история которого слишком похожа на историю Майдана.
Джо Райли является студентом художественной школы Купер Юнион (Cooper Union, NY), основанной изобретателем Питером Купером, согласно принципам которого образование для талантливых людей должно быть доступным и бесплатным. В то время, как большинство американских вузов превратили образование в бизнес, предлагая непомерные цены за свои программы и таким образом вынуждая молодых людей брать многолетние кредиты, Купер Юнион была уникальным примером бесплатного образования для всех своих студентов.
В 2009 году попечительский совет школы принял решение построить супер современный новый корпус, на что был взят кредит в 127 миллионов долларов, а в 2011 году новоназначенный президент школы Джамшед Баруша не постеснялся взять из школьного бюджета 350 000$ для своей иннаугурационной вечеринки. Такое последовательное расшатывание финансового положения школы привело её к кризису, выбираться из которого руководство решило за счёт студентов, сделав образование платным.
Вместо покорного согласия студенты подняли массовый протест, а в 2012 году некоторые из них, в числе которых был и наш Джо, оккупировали президентский офис, устроив там свой Майдан. Что из этого получилось, Джо рассказал в ходе подготовки к проекту Ридиоцепь, реализованном в рамках ЗАХОПЛЕННЯ.
Ася Баздырева Как случилось, что ты оказался в Украине и принял участие в проекте ЗАХОПЛЕННЯ? Почему тебе была интересна тема оккупации?
Джо Райли Благодаря Клеменсу Пулу, которого я знаю по художественной школе уже очень давно, я увидел информацию о приёме заявок на проект ЗАХОПЛЕННЯ. Я отправил своё предложение и вот я тут. Что касается моей заинтересованности в теме оккупации: мне интересны происходящие в Украине и вообще в Восточной Европе события.
— Ты следил за тем, что случилось в Украине в течение этого года?
— Да, безусловно. Когда я приехал сюда и узнал больше об ИЗОЛЯЦИИ, я был восхищён тем, как её команда держалась на протяжении всего конфликта — намеренно или невольно. Ведь после того, как их выбросили из родного помещения в Донецке, они приехали в Киев и, будучи в изгнании, тут же продолжили свою работу, пытаясь поддерживать художников в Украине и за рубежом. Это невообразимо. Кроме того мне понравилось как ИЗОЛЯЦИЯ обыграла двойное значение слова «захват» в украинском языке, ссылаясь на актуальную историю, в которой она принимает участие.
— Твоё недавнее прошлое говорит о том, что з оккупацией ты хорошо знаком не только в художественной практике. Расскажи о событиях в институте Купер Юнион и о том, как ты и ещё несколько твоих товарищей забаррикадировались в президентском кабинете.
— Купер Юнион это одна из нью-йоркских высших школ, где обучают художественной инженерии и архитектуре. Это очень небольшая школа и до недавнего времени она была уникальной тем, что сто пятьдесят лет была бесплатной абсолютно для всех. Такой подход, являющийся частью идеологии основателя школы, был действительно прекрасным, поскольку в США образование стоит огромных денег: практически все вузы — частные и государственные — являются платными. Существует целая система студенческих займов, благодаря которым можно оплатить учёбу, а затем быть в долгах до конца своих дней. Купер Юнион предлагал альтернативу. Ты не мог купить себе место в школе. Независимо от того, богатый ты или бедный, чёрный или белый — ты мог учиться в Купер Юнион, если был хорош в том, что делаешь и твоя работа это демонстрировала. Поэтому я считаю большой удачей быть частью этой школы и одна из главных причин, почему я туда пошёл — её принципы.
В октябре 2011 года новый президент, который занимал эту должность уже около года, объявил, что отныне образование в Купер Юнион будет платным, поскольку у школы больше нет денег. Эта новость поразила всех. Особенно потому, что за год до этого школа построила суперсовременное здание нового корпуса, который был похож на космический корабль. При этом, промотируя себя разговорами о том, что ей удалось обойти экономический кризис 2008 года, охвативший весь мир. В то время как множество институций пострадали от кризиса, Купер заявлял, что он в полном порядке и взял кредит в 175 миллионов долларов под строительство нового корпуса. Но отдавать кредит было не из чего. Поэтому руководство решило, что оплачивать их ошибки должны будущие студенты.
— Поэтому начался протест…
Это было начало долго процесса, который продолжается вот уже четыре года в основном в студенческой организации. Началось всё с серии небольших протестов. Один из них, полагаю, в декабре 2012 года катализировал весь процесс. Десятеро наших студентов, включая меня, оккупировали один из этажей старого корпуса. Этот момент стал отправной точкой массового протеста. Мы забаррикадировались там на неделю и вывесили из окна огромный баннер с надписью «Бесплатное образование для всех». Спустя год мы заняли президентский кабинет, который находится в том же здании, на три месяца. Это была самая продолжительная студенческая оккупация в истории США.
— И ты тоже был там?
— Да, я ночевал на полу в президентском кабинете три месяца.
— А что было с учебным процессом в это время?
— Всё началось в конце мая, практически перед летними каникулами. Но в целом, организация учебного процесса — это задача руководства. Работа студентов — быть студентами. На самом деле мы даже начали инициировать занятия в ректорском кабинете, приглашая преподавателей и студентов не только из Купер Юнион, но и других институтов. Каждый мог присоединиться к такому подвижному лекториуму. Всё это продолжалось в течение всего лета.
— А какова была реакция ректора и общественности? Была ли ваша оккупация эффективной?
— В самом начале протеста мы не думали, что он будет продолжаться более 24 часов. Что касается администрации, думаю, они просто не знали, что с этим всем делать, поэтому система была парализована. Но они действовали разумно, не предпринимая ничего и пытаясь просто переждать, пока мы сами не уйдём. Хотя один раз они пытались нас выгнать, заблокировав все пожарные выходы и уборные, а также прибегнув к помощи вооружённых охранников. Однако такой ход спровоцировал мгновенное массовое давление со стороны студентов, которые буквально вытолкали охранников из здания. Это был очень напряжённый момент, эскалация конфликта. Администрация тогда действительно была напугана.
Эта оккупациия была эффективной во многих значениях. Во-первых, она стимулировала создание целого сообщества вокруг данного вопроса, политизировала его. Об этом все знают! Сейчас я могу говорить об этом даже в Украине. Это событие в колоссальных масштабах освещается в прессе, а документация события — фильм Ivory Tower — сейчас циркулирует по всей Америке. Это фильм об образовательном кризисе в США и история Купер Юнион в этой ленте является доминирующей.
Кроме того, мы добились того, что представители студентов вошли в состав попечительского совета Купер Юнион, чего не было никогда в истории. Стоит отметить, что именно с подачи попечителького совета было принято решение сделать образование платным, то есть, они всё и стали причиной происходящих нынче событий.
Были так же сформированы рабочие группы, в состав которых входят студенты, выпускники и представители администрации. Эти рабочие группы занялись разработкой финансового плана, который действительно был очень релевантным и в деталях описывал, как можно вытащить школу из кризиса без внедрения платного образования. К этому плану, тем не менее, попечительский совет не прислушался и по прежнему выбирает платное образование. Поэтому сейчас мы обратились в Высший Суд Нью-Йорка, где хотим преследовать попечительский совет за преступление своих полномочий, разорение Купер Юнион и нарушение прав студентов.
То есть вся история Кризиса в Купер Юнион проходит через некие этапы: массовые протесты, оккупация, а теперь — попытки решить вопрос законным способом.
Тайная вечеря. Последний ужин в президентском офисе
— Здорово, что вы вышли на новый уровень и продолжаете бороться, ведь столько разных протестов начинаются и заканчиваются, не приводят ни к чему, кроме разочарования. Как много студентов было вовлечено в протест?
— В самом начале — сотни. Студенческая организация координировала действия. Тогда же была написана петиция в поддержку бесплатного образования — её подписали тысячи людей. Я, можно сказать, горжусь тем, что наша история подняла масштабную дискуссию о студенческих кредитах и, в целом, о кризисе американского высшего образования по всей стране.
— Как ты видишь связь между движением Оккупай Уолл-стрит и процессами в Купер Юнион? Да и вообще общей мировой протестной тенденции…
— Конечно! Тогда в Нью-Йорке было столько молодых людей, вовлечённых в Оккупай, и со многими из них мы взаимодействовали. Много, сдлеанное нами, стало возможным благодаря активистам Оккупая и поддержки его участников.
Я переехал в Нью-Йорк и чуть больше, чем через полгода, начался Оккупай. Я отдаю должное этому движению, поскольку именно оно политизировало меня как личность. До этого я был просто молодым студентом, для которого политика была всего лишь фоновым звуком. Я думаю, что вам это тоже знакомо.
— Да, у нас с Майданом такая же история — он политизировал колоссальное количество жителей Украины.
— Хотя масштаб Майдана, совсем другой, ведь ему удалось охватить всю страну. Майдан стал призывом для многих. Это мне кажется очень интересным, ведь Оккупай включал в себя либералов и левых, в то время как на Майдане были вообще все: от вселяющих ужас правых, до крайне левых.
— Расскажи о своём проекте Радиоцепь в рамках ЗАХОПЛЕННЯ…
— Это пиратская мобильная радоосеть, контент вещания которой построен на образах Майдана, результатах поисковика по запросу «MH17» и нформации о том, как он был сбит. Я долго следил за визуальным материалом указанных выше событий и думал о том, как это можно транслировать в формат радиовещания. А поскольку я давно интересовался FM- и пиратским вещанием, я пришёл к идее проекта Радиоцепь.
На деле это выглядит как цепочка людей с радиоприёмниками и передатчиками — эти люди пытаются уловить нужную волну, на которой слышна информация, они находятся в поиске. То есть один человек в цепи улавливает сигнал от идущего впереди и передаёт его идущему сзади.
— Пока ты готовился к этому проекту, ты целыми днями сидел в крошечной комнате, и, как молчаливый инженер-социопат, копался в своей электронике. Насколько тебе интересно публичное пространство, ведь именно на него ориентирован твой проект?
— Публичные пространства мне давно интересны, в частности — их невидимый аспект. В Купер Юнионе я в течение двух лет управлял пиратской радиостанцией и идея этого проекта заключался в том, чтобы в качестве публичного пространства использовать радиоволны. Эти волны проходят сквозь нас постоянно и мы даже этого не замечаем. Поэтому здесь мы можем поднять вопрос о самом значении понятия «публичное». Часто, когда люди говорят об искусстве в публичном пространстве, они представляют себе странную скульптуру или фонтан. Такое искусство действительно меня интересует меньше. Мне нравится работать с явлениями, которые укоренены в повседневности, но не всегда очевидны. Подобное происходит и протестами, и с оккупациями — это некое создание неопределённости, когда всё, что все казалось нормальным, вдруг не является таковым.
Фото протестов в Купер Юнион предоставлены Джо Райли