В начале июля днепропетровская галерея ArtSvit представила первый масштабный персональный проект анонимной художницы из Львова Kinder Album. Проект получил название QUI PRO QUO (с латыни путаница, связанную с тем, что кого-то или что-то принимают за кого-то или что-то другое).
Кураторы проекта – Лёля Гольдштейн и Мария Хрущак. Выставка будет работать до 8 августа.
Дамы и господа, на арене цирка уродов современного искусства — Kinder Album, новорожденный enfant terrible украинского contemporary art, укротительница жутких химер из самых глубоких слоев подсознания, куда обычно боится заглядывать почтенная публика из опасения узреть там собственное неприглядное отражение.
Несмотря на кажущуюся нарочитую небрежную детскость исполнения, которая обеспечивает должный когнитивный диссонанс с поднимаемыми Kinder Album темами, проект художницы под названием Qui pro quo явился результатом долгих лет работы.
Qui pro quo по своей сути глубоко антропологичен — с упором в глубину погружения на днище мусорного бака человеческой психики, содержимое которого обуславливает на первый взгляд необъяснимые эксцессы поведения людей.
Этот проект предоставляет нам возможность выявить мотивы, стоящие за загадочными движениями души, вся загадка которой зачастую сокрыта в физиологических процессах. Почти как у Пелевина: любуешься и плачешь, а как присмотришься к тому, чем любуешься —так и вырвать может. При этом тяжесть поднимаемых тем сдобрена отличным чувством юмора, напоминающего анекдот о девочке, которая попросила родителей купить собаку, после того как они нашли у нее под подушкой ошейник. Вместе с тем, это не просто упражнение в эпатаже или рисунки девочки, выросшей среди кошмаров Готтфрида Хельнвайна.
Qui pro quo является иллюстрацией того, как тесен иногда становится человеческому существу пошитый обществом костюм супермена, когда одетому в него внезапно захочется облегчиться.
При этом Kinder Album обладает уникальной способностью заряжать каждое созданное изображение отдельной историей, зачастую вызывая стойкие ассоциации с визуализированными персонажами Мамлеева и Масодова. Одно из представленных в проекте изображений гвоздя, забиваемого в голову — готовая обложка для украинского издания Теллурии Сорокина. Общее впечатление от выставки напоминает Абарат Клайва Баркера наоборот — мир жестокой взрослой повседневной реальности сквозь призму детского восприятия, выраженного в манере нанесения рисунка, хотя эта манера на самом деле лишь стилизована под детскую, на самом деле ни в коей мере не являясь по-детски несовершенной.
Это изврат из врат ада бытия в тусклом быту повседневности, определяющего сужение сознания до филистерских норм общества, наивно полагающего, что оно способно охранять вход в эти врата своими нормами.
Qui pro quo — отличный антидот против подобного сужения сознания, зачастую приводящего к самым плачевным последствиям.
Проект является отличным изображением красоты страданий рода человеческого. Отражать человека всеобъемлюще, без табуированных тем — хорошее правило в настоящем искусстве, которое выгодно выделяется на фоне буйствующих в художественном поле симулякров.
Вместе с тем, Kinder album — дитя эпохи постмодерна. Подчеркнутая анонимность в сочетании с заменой имени на бренд — отличная стратегия на глобальной арт-сцене, неотъемлемыми частями которой являются позиционирование и маркетинг.
И именно поэтому всеобъемлющая стратегия и практика Kinder album заслуживает пристального внимания, поскольку эта фигура является одной из самых перспективных в современном украинском искусстве.