Отправной точкой нашего с Виталием Коханом и Иваном Светличным пути к осуществлению данного проекта является обучение в Харьковской художественной академии, где мы впервые встретились и реализовали совместную выставку. Прокладывая в течение нескольких лет свои собственные маршруты, мы вновь пересеклись на симпозиуме современного искусства БИРЮЧИЙ. А оттуда, благодаря проекту обмена резидентами между БИРЮЧИМ и Интернациональной программой резиденций Resò, мы отправились в резиденцию в Cittadellarte. Это дало нам возможность в очередной раз соотнести собственный опыт с опытом друг друга, помогая определить, в каком месте относительно изначальной позиции находится каждый из нас.
Когда по итогам совместной резиденции в Cittadellarte нам предложили издать публикацию, не хотелось ограничиваться документацией реализованного там проекта. Мы попытались реконструировать историю наших отношений, очертив границы не только профессионального сотрудничества, но и дружеских взаимосвязей. Мысль заключалась в фиксации субъективного жизненного опыта, раскрывающегося в связи с художественными проектами, людьми, местами и событиями, ставшими на какое-то время пространством для нашего взаимодействия. Эта идея естественным образом определила биографический характер повествования, ведь, рассказывая историю дружбы, ты рассказываешь историю жизни. Однако в отличие от классической биографии, наш нарратив разворачивается нелинейно. Он включает в себя 28 текстов и изображений к ним, каждая пара из которых напечатана на отдельной карточке. Они перетасованы, а порядок их восприятия не задан хронологической или смысловой последовательностью. Это cеть историй, которые раскрываются не столько по мере их последовательного восприятия, сколько в совокупности возникающих между ними связей, а также переходов по «гиперссылкам», маркирующим часто встречающиеся в тексте понятия. Данные истории вовлекают от одного до трех и более человек, соединяя их вместе, подобно нитям, которые связываются в узлы, после чего расходятся в разные стороны, чтобы затем соединиться вновь. Балансирующие на грани художественной практики и повседневной жизни, они лишены отчетливой иерархии: все имеет значение в контексте коллективного архива, становится способом поэтического анализа дружеских отношений. Несколько смещая акценты с произведе- ния на контекст, с репрезентации на ход создания и с формы на отношения, мы стремимся на собственном примере выявить характер художественного процесса, являющегося результатом цепи межличностных взаимоотношений.
Не претендуя на окончательное подведение итогов, данный артбук документирует промежуточный этап развития нашей общей биографии. В процессе работы над ним обращение к воспоминаниям прошлого и интуитивный поиск моделей их репрезентации в настоящем создали пространство для рефлексии на тему будущего. Помимо определения актуальной системы координат, в которой мы находимся, он намечает возможные пути ее последующего расширения, в процессе которого мы, вероятно, будем и дальше обнаруживать общие точки пересечения.
В августе 2014 года, за месяц до начала БИРЮЧЕГО, естественным образом встал этический вопрос о проведении симпозиума во время войны, разгоревшейся к тому моменту на востоке Украины. В итоге решение реализовать проект, невзирая на сложные обстоятельства, стало программной позицией организаторов. В существующих реалиях БИРЮЧИЙ, кроме пространства свободы и консолидации, стал еще и символом веры в завтрашний день и в способность искусства влиять на него. Несмотря на то, что некоторые авторы отказались приехать на остров, участие в проекте приняло более сорока художников. Среди них — фотограф из Турина Валерио Манги, вместе с которым я месяцем ранее участвовал в воркшопе, проходившем в итальянском городе Канчелли. Невзирая на тяжелую обстановку в Украине, сразу после окончания воркшопа я пригласил его поехать со мной в Киев, а оттуда — на Бирючий. Он согласился. Эту фотографию Валерио сделал на острове во время резиденции.
В 2012 году в Харькове открылся центр современного искусства ЕрмиловЦентр, названный именем авангардного художника Василия Ермилова (1896–1968). Сразу после открытия я стал работать там куратором. В 2013 году мы планировали экспонировать в центре проект Светличного Резня о минимале (2009–12). Проект состоит из восьми объектов, девяти аудиоскульптур и ряда видеодокументаций. Соединяя в выставочном пространстве физический объект и звук, Иван стремится расширить возможности человеческого восприятия, от трехмерного к многомерному. Несмотря на то, что выставка была запланирована, реализовать ее так и не удалось, как и показать проект в полном объеме где-либо в другом месте. Благодаря совместной резиденции в Бьелла, где наши с Иваном пути вновь пересеклись, мы вернулись к идее его реализации. Выставка запланирована на сентябрь 2015 года в ЕрмиловЦентре.
Cittadellarte — некоммерческая арт-институция, основанная известным итальянским художником Микеланджело Пистолетто в 1998 году в городе Бьелла. Когда в ноябре 2014 года мы вместе с Иваном Светличным и Виталием Коханом приехали в Cittadellarte, я вспомнил, что лет пять назад читал интервью с Микеланджело Пистолетто, посвященное стратегии данной арт-институции, рассматривающей искусство в качестве инструмента социального преобразования. Интервью было опубликовано в Художественном журнале — московском издании, которое в то время было для нас одним из главных источников информации о современном искусстве. За день до открытия нашего финального проекта по итогам резиденции я нашел в интернете это интервью и перечитал его снова. То, что ранее показалось мне сложным и даже в какой-то мере чуждым, перестало быть таковым. Непосредственный контакт с этим местом, а также дружеские отношения со встреченными здесь людьми в очередной раз подтвердили преимущества жизненного опыта в обретении живого знания.
О творчестве Ивана Светличного я впервые узнал в 2011 году. Наша общая с ним знакомая вкратце упомянула о проекте — серии аудиоскульптур, над которой он тогда работал. Мне стало любопытно. В перерыве между лекциями в академии я зашел в скульптурную мастерскую, где работал Иван, чтобы познакомиться и предложить ему сделать выставку.
В 2014 году Светличный реализовал проект Субобраз, в котором переосмыслил свою художественную практику через влияние «среды», «учителей» и «семьи». Для того, чтобы проследить влияние «среды», Иван взял в ряде важных для него мест бактериологические пробы, которые впоследствии проанализировал в лаборатории. Среди этих мест была скульптурная мастерская академии, на лестничной клетке которой он оставил чашку Петри. Этажом выше и произошло наше с ним знакомство.
В 2013 году симпозиум современного искусства БИРЮЧИЙ посетил художественный критик и куратор из Турина Массимо Мелотти. Он приехал для создания совместного проекта по обмену резидентами между Итернациональной программой арт-резиденций Resò и симпозиумом современного искусства БИРЮЧИЙ, чтобы в дальнейшем его возглавить. На первом этапе проекта, в сентябре 2014 года, на остров Бирючий в Азовском море, где ежегодно проходит симпозиум, должны были приехать итальянские художники Алессандро Шараффа, Массимилиано и Джанлука Де Серио. В обмен на это художники и куратор из Украины имели возможность посетить Италию. В связи с войной на востоке Украины Resò после долгих сомнений приняла решение не отпускать художников. Несмотря на это, мы с Иваном Светличным и Виталием Коханом отправились по приглашению Resò в резиденцию в итальянскую фундацию Cittadellarte.
До моего знакомства с Иваном и Виталием они реализовали несколько совместных проектов. Их создание было продиктовано отсутствием преемственности в советском искусстве, частью которого являлся украинский художественный контекст, и подсознательным поиском недостающего звена между авангардом и современным искусством. Совмещая концептуальный жест и художественное мастерство, перформативность и традиционную репрезентацию, актуальность и универсальность художественного языка, художники проходят этап самостановления во взаимодействии не только друг с другом, но и с историко-художественным пространством.
С первых дней резиденции в Cittadellarte Виталий хотел поработать с камнем — часто используемом материалом в Италии в силу его распространенности. Отправившись на его поиски в расположенный по соседству с Бьелла городок, мы обнаружили подходящий магазин. Там мы выбрали четыре куска мрамора, которые хозяин любезно подарил нам, узнав, что мы художники. Одному из них Виталий придал форму овала, напоминающего старое зеркало. Оказавшись случайно в мастерской рядом с зеркалом, он вступает в диалог с творчеством Микеланджело Пистолетто. Одна из ранних серий художника — проект с зеркалами, где зритель кроме нанесенного на поверхность изображения видит свое собственное отражение. В последний день нашего пребывания в Cittadellarte Пистолетто пригласил нас к себе в гости, где Виталий показал ему свои работы.
Совместно с Натальей Маценко мы курировали симпозиум БИРЮЧИЙ в 2013 и 2014 году. Оба раза участие в проекте принимал Виталий, а Иван единожды — в 2013. На Бирючем Светличный изготовил деревянную скульптуру в стволе дерева. Никому не показывая, он закопал ее в специально выбранном месте. После этого сделал лишь одну фотографию этого места на камеру-обскуру. Данную фотографию он представил в виде финального проекта. Помещая объект в пространство, но лишая зрителя визуального контакта с этим объектом, художник прослеживает его влияние на среду не в социальной или художественной плоскости, а в информативно-событийной. Выбор Бирючего в качестве пространства для реализации данного проекта не случаен. Уникальный природный ландшафт этого острова — место с наибольшим потенциалом для формирования образного ряда при отсутствии видимого объекта.
Однажды Виталий Кохан вместе с харьковским художником Андреем Тараником обнаружили в парке Артема большие скульптурные ноги, выглядывающие из-под земли. В результате проведенных ими «раскопок» выяснилось, что это фрагмент статуи, являвшейся частью советского скульптурного ансамбля, состоящего из нескольких монументальных фигур рабочих или солдат. Виталий и Андрей придумали псевдонаучную мистификацию, желая замерить, пронумеровать и описать данные объекты, выдав их за античные статуи. Однако вес частей оказался слишком большим для их ручной транспортировки на расположенную неподалеку, а средств для аренды транспорта у художников не было. В результате осуществить проект так и не удалось.
В процессе работы над этим артбуком у нас возникла идея все-таки реализовать этот проект. Виталий в это время находился в Мюнхене, поэтому мы отправились
в парк вместе с Андреем, чтобы посмотреть, сохранились ли фрагменты. Они все еще находились там, но были покрыты снегом. Мы решили подождать до начала весны, когда снег растает, и прийти туда снова. К этому времени должен был вернуться и Виталий.
В своем художественном методе Виталий Кохан отталкивается от персонального опыта как наиболее искреннего способа восприятия окружающей действительности, в которой он пытается акцентировать внимание на событиях и явлениях внутренней природы вещей. Проект Виталия в резиденции родился в результате давно вынашиваемого желания поработать с камнем. Суть проекта в художественной мистификации, где сконструированный им миф выявляет в то же время объективные характеристики окружающей реальности. Это выражается не только в названии — Talking with the Stone, но и в способе репрезентации данного проекта, где скульптурные объекты, выставленные в специальных витринах, напоминают скорее экспонаты археологического, а не художественного музея.
Консервация идей — это проект Ивана и Виталия. Он состоит из стеклянных консервных банок, содержащих идеи. Последние выражены в виде образов, воплощенных в форме скульптурных объектов. Это похоже на процесс записи идей в блокноте, после чего они «консервируются» на какое-то время. Проект ставит актуальный вопрос архивации не только самих работ, но и их изначальных концепций. Он был реализован в 2009 году. Некоторые из этих идей всплыли в индивидуальной практике художников, но большинство из них так и не было реализовано. В дальнейшем этот факт может послужить поводом для возврата к совместной работе.
Это первая совместная работа Ивана и Виталия. Она представляет собой набор гипсовых слепков — живописных полотен и рулонов с графикой, которые в процессе их формовки превратились в другое медиа — скульптуру. Инсталляция так и называется: Живопись, графика, скульптура. Она была показана в 2009 году на выставке Новая история (кураторы Николай Ридный и Анна Кривенцова) в Харьковском художественном музее, обычно ведущем очень консервативную выставочную политику. Выставка была закрыта в первый же день ее работы единоличным решением директора. Причиной этого послужило ее недовольство экспонатами, в том числе и данной инсталляцией. Этот эпизод обнажил неприятие руководством институции самой возможности нахождения современного искусства на территории классического музея.
За последний год Украина пережила серьезные социо-политические потрясения, аналогии которым в новейшей истории страны вряд ли можно найти. Сначала революция, а после — война на востоке и гибель множества людей. На рефлексию об актуальной ситуации, в условиях которой каждое действие справедливым образом воспринимается нами как значимое, направлен проект Виталия Кохана Фундамент. Он состоялся в августе 2014 года в Харьковской муниципальной галерее. Художник не стал выставлять готовые работы, а предложил посетителям выцарапать на стене свое имя и поставить дату. Впоследствии стена должна быть законсервирована. По возвращении в Харьков с БИРЮЧЕГО в октябре 2014 года я зашел в галерею и, следуя авторской концепции, оставил на стене свой след.
С Иваном и Виталием мы учились в Харьковской академии дизайна и искусств, где и познакомились. Придя к идее сотрудничества, в 2011 году мы реализовали в академии проект Песни, не вошедшие в альбом. Он включал в себя работы художников: живопись и скульптуру, объекты и инсталляции, а также аудиоперформанс Ивана в коллаборации с музыкантом и художником из Луганска Антоном Лаповым. Основной идейный посыл выставки был направлен на экспериментальное взаимодействие
с выставочным пространством академии — необычайно консервативным в отношении форм и способов репрезентации искусства.
В 2014 году PinchukArtCentre запустил выставочный проект PAC-UA Переосмысление, направленный на исследование связей между современной украинской арт-сценой и художественными практиками прошлого. В ее рамках Светличный создал проект Субобраз, представляющий собой образ, увиденный в потоке взаимовлияний, событий, мест, личностей. Проанализировав то, что формировало его как художника, Иван выделил влияние семьи, учителей и окружения. «Семья» представлена через ДНК художника и его отца — живописца Евгения Светличного . Внешняя среда сформирована из ряда важных для художника мест в Харькове, которые он проанализировал, взяв в них бактериологические пробы. Влияние «учителей» показано через исследование картины, написанной его отцом в соавторстве с художником Владимиром Шапошниковым. Все данные были переведены в цифровые потоки, которые Светличный трансформировал в архитектуру выставочного пространства, скульптуру и звук внутри нее. В работе над отливом скульптуры по дружеской просьбе Ивана участие принимал и Виталий.
Совместная финальная выставка была итогом резиденции в Сittadellarte. Она открылась в Турине 20 ноября и называлась Indemonstrable, что в переводе с английского означает «недоказуемое». Не претендуя на нечто законченное, выставка отражала процесс коллективной рефлексии на тему нашего трехнедельного пребывания в Бьелла. Три недели — слишком короткий отрезок времени для того, чтобы разработать полноценный проект резиденции, но достаточный, чтобы, ощутив вибрации этого места, трансформировать их в конкретный практический опыт. В связи с этим мы намеренно решили не задействовать галерею, которая была в нашем распоряжении, а использовали уличное пространство вокруг нее — внутренний двор в центре города, где растет большое раскидистое дерево. Среди гостей, посетивших нашу выставку, были Чечилиа Гуида, Валерио Манги, Массимо Мелотти, Лиза Парола, Наталья Полунина, Алессандро Шараффа, Хуан Эстебан Сандовал.
В период резиденции в Сittadellarte мы с Виталием Коханом и Иваном Светличным посетили Сavalerizza — оккупированную конюшню XIX века в центре Турина. Основанная на принципе самоорганизации, она является местом встречи работников сферы культуры, студентов, участников социальных организаций, которые видят свою задачу в сохранении публичного пространства для нужд жителей города.
В Харькове много зданий, пустующих уже на протяжении многих лет. Некоторые из них имеют историческое значение. Без реставрации и должного надзора они постепенно разрушаются и стираются с культурной карты города. Одно из них — здание бывшего противотуберкулезного диспансера, расположенное на улице Маршала Бажанова, 11.
Иван Светличный — художник в пятом поколении.
Его отец, Евгений Светличный (1948 года рождения), — художник-нонконформист, чье творчество еще со времен обучения в Киевской академии искусств не вписывалось в идеологические рамки, навязанные советским режимом. Синтезируя в своей художественной практике различные направления модернизма, Светличный выстраивает живописные серии по принципу дневника, где тема жизни интерпретирована им в широком онтологическом контексте. Показывая работы в кругу друзей или выставочной галерее, художник переворачивает страницы собственного «дневника». Эта фотография сделана в его мастерской во время «показа» по случаю нашего c Иваном визита к нему.
На май 2015 года запланировано открытие проекта Шухляда, созданного Иваном
Светличным в коллаборации с арт-группой SVITER (Лера Полянскова и Макс Роботов). Суть его в формировании экспозиционной среды в ящике стола, заключенного в виртуальное пространство. Возникший как критическая реакция на собственный травматический опыт попытки создания независимого культурного центра в здании Дома культуры в Харькове, данный проект ставит в то же время вопрос об адекватных моделях репрезентации искусства сегодня. Среди прочего в Шухляде запланирована выставка Виталия Кохана.
В 2013 году Кохан сделал на БИРЮЧЕМ умывальник, сваренный из металла. Он разместил его на стене, с одной стороны повесив мыльницу, а с другой — полотенце. Получился триптих — объект, состоящий из трех частей, но связанный единой идеей. Кроме эстетической, он имел также и утилитарную функцию — в мыльнице было мыло, а вода из умывальника стекала в стоящее под ним ведро. Мотив умывания был продолжен художником несколько месяцев спустя, в работе над рельефом, показанном на этой фотографии.
Во время нашей резиденции в Бьелла дождь порой не утихал на протяжении нескольких дней. В таких случаях мы шутили, что дождевое облако зацепилось за гору, ведь этот маленький городок находится у подножия Альп. В результате этих «аномалий» река Черво, протекающая в нескольких метрах от Cittadellarte, стала очень бурной. Работа Светличного в резиденции основана на впечатлении от этой природной стихии, в сравнении с которой, по его мнению, меркнет все остальное. Накладывая на снятое им видео реки ранее записанные в Украине и сгенерированные в среде программирования Max/MSP звуки, Иван рефлексирует над собственной ролью на пересечении двух контекстов: локального и глобального.
Проект Светличного находится в диалоге с концепцией Третьего рая Микеланджело Пистолетто. Этот рай можно обрести, соединив искусственный рай, то есть все, что создано человеком: технологию, науку, искусство, культуру и политику — и рай природный.
БИРЮЧИЙ — симпозиум современного искусства, который ежегодно проходит на одноименном острове в Азовском море. С момента его основания в 2006 году участие в симпозиуме приняло более 150 художников из Украины, России и стран Европы. Проект является платформой для широкого взаимодействия между художниками, кураторами и другими представителями художественного сообщества в условиях уникального природного ландшафта. Рожденный на энтузиазме Геннадия Козуба и команды его единомышленников, БИРЮЧИЙ построен на личных, дружеских взаимоотношениях его организаторов и участников. Вместе с географической отдаленностью местности, где проходит симпозиум, от крупных культурных центров, это привносит в проект характерную атмосферу, воссоздать которую в более «строгих» институциональных условиях невозможно.
В 2013 году нам с куратором и арт-критиком Натальей Маценко впервые предложили курировать симпозиум. В числе молодых художников, которых мы пригласили, были Виталий Кохан и Иван Светличный.
Харьковская ТЭЦ-3 — одна из самых больших теплоэлектроцентралей в городе. Она находится в промышленной зоне, рядом с заводом Турбоатом, являющимся сегодня напоминанием о большом индустриальном прошлом Харькова. На ТЭЦ-3 есть
Дом культуры, выполнявший в советское время роль центра культурно-массовой и просветительской работы для сотрудников предприятия. В 2009 году Иван Светличный и Виталий Кохан совместно с группой молодых художников и музыкантов организовали в нем художественный центр, функционирующий по принципу культурного кластера, где художники работали и выставлялись. В 2011 году, после прихода в Харькове новой власти, связанной с криминалитетом, группа неизвестных, агрессивно настроенных личностей совершила рейдерский захват здания, потребовав от художников немедленно покинуть его.
В 2013 году куратор Оксана Баршинова пригласила Ивана Светличного принять участие в выставке Гонки со временем: искусство 1960-х — начала 2000-х годов, которая проходила в Национальном художественном музее Украины. Для реализации своего проекта Иван забрался на крышу музея, где в течение светового дня вёл съёмку неба.
Здание музея расположено на улице Грушевского в самом центре Киева. Во время революционных событий на Майдане основные противостояния между силами правительства и протестующими были сконцентрированы в сотне метров от музея, там произошли столкновения, принесшие первые жертвы.
На первом курсе Харьковской академии дизайна и искусств Ивану нужно было сделать копию скульптуры. Он решил вылепить одну из каменных баб из коллекции Музея археологии и этнографии Слободской Украины, стоящую во дворе Харьковского музея природы. В современной Украине существует негласная традиция, вызванная нехваткой экспозиционной площади для размещения этих древних памятников в зданиях музеев: хранить их прямо на улице, во дворах.
Традиция изготовления каменных статуй была характерна для жителей степной зоны Украины на протяжении многих столетий. Как правило, они ставились на курганах — земляных погребальных холмах. Значительная часть подобных древностей датируется XI-XIII ст. — временем доминирования половцев в степях Украины. Большинство каменных изваяний, сохранившихся в коллекциях украинских музеев, — половецкие бабы. Они представляют собой антропоморфные фигуры высотой от одного до трех метров, выполняющие роль идолов, являющихся образом героя-воина или богини- матери. Эти скульптуры были исследованы в первую очередь с исторической и археологической точек зрения. В то же время художественное наследие этих памятников, будучи недостаточно отрефлексированным как с позиции современного искусствознания, так и актуальных художественных практик в Украине, остается нераскрытым.
В 2013 году скульптура Ивана Светличного из проекта была показана на выставке Место встречи (куратор Олена Червонык), которую организовал фонд ИЗОЛЯЦИЯ. Я ездил в Донецк, чтобы увидеть работу Ивана в экспозиции и непосредственно ознакомиться с деятельностью этой арт-институции. Она была расположена на территории бывшего завода по производству изоляционных материалов, в то время как ее активность направлена на взаимодействие с социокультурным контекстом этого индустриального региона, а также всей страны.
9 июня 2014 года территория, на которой располагался фонд ИЗОЛЯЦИЯ, была захвачена наемниками самопровозглашенной Донецкой Народной Республики для размещения там «гуманитарной помощи» из России. На сегодняшний день, ввиду активных боевых действий в Донецкой области территория завода остается оккупированной сторонниками ДНР и используется как база для подготовки боевиков, тюрьма и склад угнанных автомобилей.
Наша резиденция в Сittadellarte длилась всего три недели и оттого была насыщенной. Она состояла из поездок в ближайшие крупные города — Милан и Турин, знакомств с итальянскими художниками и кураторами, посещений выставочных площадок, музеев и фундаций. Данный опыт поставил перед нами ряд вопросов, являющихся фундаментальными для последующей художественной деятельности. Наиболее актуальный из них, на том историческом этапе, который переживает Украина, это проблема соотнесения глобального и локального в собственной практике.
Приближаясь к пониманию современного искусства в глобальном измерении, все чаще задаешь себе вопрос: что я могу сделать в мировом контексте? Также любая резиденция — это зеркало, заглянув в которое, лучше понимаешь свой собственный контекст, а приобретенные опыт и знания помогают выработать более адекватную стратегию для взаимодействия с ним.
Эта фотография — документация процесса работы над проектом Sacrum, или Пространство состояний. Для его создания Cветличный изготовил металлический саркофаг, вокруг которого жег костер на протяжении трех дней, поместив туда деревянную скульптуру. Это было сделано для того, чтобы дерево не сгорело, а превратилось в уголь, потеряв 30 процентов объема, но не утратив своих пластических свойств. Данная работа была создана в селе Жихарь Харьковской области. Рядом с этим местом течет река Уды. В Бьелла, рядом с Cittadellarte, протекает река Черво, и это совпадение Светличный использовал в своем проекте, сделанном там.
Автор этой карточки Илья Павлов — четвертый участник проекта, присоединившийся на этапе разработки и реализации дизайна арт-бука. При ее создании Илья использовал встречающиеся в тексте подчеркивания, маркирующие некоторые из понятий и отсылающие к ним же в других текстах. Представляя собой диаграмму, фиксирующую частоту употребления некоторых важных в контексте данного проекта терминов, эта графическая модель репрезентирует также широкую систему взаимосвязей, образующуюся между историями, рассказанными в этом арт-буке.
Артбук NODES реализован в результате резиденции куратора Сергея Канцедала и художников Виталия Кохана и Ивана Светличного в Cittadellarte-Fondazion Pistoletto, которая состоялась в рамках программы обмена резидентами между симпозиумом современного искусства БИРЮЧИЙ и Интернациональной сетью резиденций RESO` в Италии.
Артбук создан в коллаборации с Ильей Павловым (студия GRAFPROM) и при участии Леры Полянсковой и Натальи Маценко.
Авторы:
Сергей Канцедал – Независимый куратор и художественный критик.
Виталий Кохан – Живописец, график, автор объектов и инсталляций, фото и видео, ленд-артист.
Иван Светличный – Cкульптор, автор видео, обьектов и иснталляций.
Помощь в публикации материала – Влад Андриевский.