zachem_philosophia

The darkness of the mind, the bleakness of the thought, the shallowness of purpose. These were the werewolves of the world.

Clifford D. Simak((Тьма разума, мрачность мысли, поверхностность цели. Такими были оборотни мира.))

Современное украинское общество не понимает, зачем нужна философия. К чему это виртуозное жонглирование словами о Боге, счастье, любви и прочих «рекламных слоганах»?

Каждый украинский студент задавал себе вопрос, зачем учить непрофильные дисциплины? Ведь зарубежные фильмы, книги и биографические истории говорят о рафинированном предмете изучения по выбранной специальности. Если Джон Нэш в Играх разума пришел учить в Принстон математику и экономику, то лишь ними он и занимался, не тратя время на историю США, английский язык и философию. И тем более Гарри Поттер: ничем кроме магических предметов голову не засорял.

Очевидно, украинским, западно-ориентированным реформаторам образования пришлось по вкусу подобное распределение векторов развития молодого украинского специалиста. И они услышали мольбы студентов.

С принятием нового закона об образовании научное, гуманитарное сообщество всколыхнул Указ МОН №1392((http://www.mon.gov.ua/ua/about-ministry/normative/3236- новый  указ. http://mon.gov.ua/files/normative/newstmp/2009_1/09_07/doc1.doc  — старый указ, прекращает действовать.)), который отменяет статус нормативности (обязательных для изучения во всех ВУЗах страны) таких дисциплин: История Украины, Украинский язык, История украинской культуры, Иностранный язык и Философия. Спешу заметить, что негативный резонанс был вызван, к сожалению, не посягательством на право передачи культурного достояния и права причастности к мировой философской традиции, а банальным распределением ставок и часов на разных кафедрах разных институтов и университетов.

Безусловно, трата ресурсов на повторение программы 10-11 классов — это отголосок советской системы образования. Не секрет, что в школах предмет Человек и мир чаще всего читают преподаватели без философского образования. В силу ограниченности курса и некомпетентности преподавателя Человек и мир не может исполнить главную задачу философии – научить мыслить критично и абстрактно.

Не все способны «выучить» философию и тем более не все способны понять философские системы, однако ВСЕ способны научится мыслить абстрактно. Абстрактное мышление дает человеку уникальную возможность – проследовать путь в мыслях от конкретной вещи к всеобщей фундаментальной категории.  Например, протянуть мыслить от пиццы Пепперони с двойным сыром и анчоусами до всемирной идеи еды и человеческого насыщения. Хоть «божество» немецкой классической философии Г. Гегель в своем фельетоне Кто мыслит абстрактно? и замечает, что простые люди уже умеют мыслить абстрактно, но он также отмечает, что они делают это стихийно и бессознательно. А качественный ход мысли — от предпосылок к выводу (умозаключению) — это сложная интеллектуальная работа. С пиццей всё просто, а как быть с такими сложными понятиями как любовь, красота, искусство или управление государством? Чтоб это помыслить, нужно обуздать свое абстрактное мышление. Тут-то и помогает философия, которая учит осознанно мыслить абстрактно.

Основным методом (инструментом) философии является логика. Она может, путем простого рассуждения (простой силлогизм), построить новое знание на основе уже существующего. Эти новые знания способны критиковать или прогнозировать. Это и есть основные функций философии –  критическая и прогностическая. О пользе подобных умений говорить лишний раз не нужно.

Еще одна немаловажная функция философии это воспитательная. К сожалению, брутальный В. Маяковский не всегда будет рядом и не сможет нам четко ответить на все  вопросы «что такое хорошо, а что такое плохо?» Этого в самом широком контексте не сделает ни одна наука, кроме этики, подраздела философии. Каждый человек может предстать перед поставленным Достоевским вопросом «Тварь ли он дрожащая или право имеет?» и каждый абстрактно мыслящий сможет сделать правильный выбор.

Эстетика, метафизика, аксиология, семиотика и множество других подразделов составляют огромное пространство для полета самостоятельной мысли и формирования самостоятельного мировоззрения в целом.

Иной вопрос в качестве преподавания этой дисциплины. Имея монополию на преподавание одинокие кафедры философии в непрофильных ВУЗах могут не замечать погрешностей своих кадров, в силу отсутствия критики компетентными специалистами. Такое положение дел действительно может расшатывать авторитет самой философии, превращая её в «болтологию», в занимательные истории из жизни преподавателя или в новый курс марксистско-ленинского мировоззрения.

Однако почему такое некачественное «есть!» лучше такого твердого и исчерпывающего «нет!»? Сквозь профанность исполнения многие могут услышать, где найти ответы на фундаментальные вопросы, которые терзают каждого. И «какой-то» А.Шопенгауэр ответит, что страх — это нормально. Конфуций объяснит, почему нужно уважать родителей. Будда с Фрейдом в один голос расскажут, что нужно остерегаться своих желаний. И главное – их мнение будет основой для формирования собственного уникального ответа на вопрос «Зачем жить?»

Человек единственный, кто осознает свою смертность, свою временность в этом мире. Французский философ Ж.Сартр говорил: «Человек – это проект». Но проект провален, когда люди потратили жизнь на бухгалтерию, юридическую карьеру или другое нелюбимое занятие, а мечтали спасать тюленей во льдах или открыть лучшую забегаловку в городе. Они оправдывают провал жертвой ради детей, страхом и давлением родителей. А нужно было всего лишь подумать. Абстрактное мышление дает возможность посмотреть со стороны и на себя и на свои поступки.

Отсутствие критического мышления у нового поколения целой страны — это путь к несамостоятельным решениям, к бездумному потреблению ненужных продуктов, символов и желаний. Ведь так легко внушить ненависть к чужому, веру в ложные идеалы и любовь к неестественному, тем кто согласен с готовыми ответами. Поэтому, каждый украинец независимо от школьной программы, должен воспитать в себе критическое мышление. Хорошо для себя – хорошо для государства!

 

Ілюстрація — Марина Самохіна