Экспериментальный проект Пластмассовая мифология начался в 2011 году и продолжается до сих пор. Фотографии серии — результат преломления сюжетов древнегреческой мифологии через внутренние образы художника и его детские воспоминания. Темы для фотографий черпаются из мифологических историй, ключевыми персонажами которых являются древние боги и герои. Изначальный классический сюжет мифа искажается, его традиционное визуальное воплощение меняется в результате вторжения художника в его пространство. Привычный глазу медиум, представляющий зрителю мифологических героев — это объёмная скульптура либо классическая живопись. Здесь же художник использует выразительные возможности фотографии для некоторого уплощения фигур персонажей, лишая их объёма и внушительности классических работ, поскольку немаловажной в проекте является и социальная составляющая. Сюжеты древнегреческой мифологии аппроприируются в рассказе о нынешних, часто — фальшивых жизненных идеалах, приводящих к социально-политическим проблемам, предпочтении людьми материальных ценностей (что обыгрывается и в названии серии). Единственная мифология, возможная в современном мире — это мифология уплощённо-пластиковая, а не величаво-мраморная.

35873906748051.pj7OMwUxQalAbqassZqL_height640

На фото: Ярослав Солоп. Авторка: Аня Гончар

Ярослав Солоп:

— Когда я учился в Львовской национальной академии искусств, на последнем курсе нужно было определиться со специальностью: остановился на индустриальном дизайне и дизайне интерьера. Тогда, в далеких 90-х, мне казалось, что это будет очень востребовано и интересно. Но с работой по специальности не сложилось, и я оказался в крупной компании, где проработал почти десять лет, пока не понял, что мне не хватает свободы и возможности самостоятельно выбирать, чем заниматься в дальнейшем.

Если долго не практиковать графику или живопись, то нельзя потом, как с велосипедом: сесть и поехать — головой ты прекрасно понимаешь, что нужно делать, но руки этого уже не вспомнят. Поэтому после девятилетнего перерыва фотография стала для меня одним из немногих способов реализовать себя в творчестве.

In Memory of Hyacinth_Yaroslav_Solop_10x15_2011_WAB

Ярослав Солоп. Пластмассовая мифология, 2011 – продолжается

Я начал снимать еще в 2004 году. Когда случилась серия Пластмассовая мифологии, чтобы не отвлекаться на рудименты предыдущих работ, я полностью уничтожил все старые снимки, о чем совершенно не жалею. Это была черно-белая постановочная фотография, выстроенная по четким композиционным правилам с претензией на авторское видение Аведона. Репортажной и фешн-фотографией тогда практически не интересовался.

Я бы не хотел, чтобы меня соотносили исключительно с фотографией. Проект Пластмассовая мифология будет показан в этом году на одной из украинских площадок и будет включать не только фотографию, но и скульптуру.

О проекте Пластмассовая мифология:

Можно с легкостью обвить его какими-то легендами, придумать концепцию, но все началось гораздо проще. Мы отдыхали с близкими друзьями на Лысой горе в Киеве, с собой у меня была моя любимая компактная камера, на которую я снял подвыпивших друзей. Когда проявил и отсканировал изображения, многие из них напомнили статичную античную скульптуру. Выбеленные яркой вспышкой тела, натолкнули на мысль, что было бы неплохо продолжить снимать на тему мифологии как таковой. Впоследствии я понял, что удобно использовать греческий эпос, как некую питательную базу для интерпретации мифологии и искусственных ценностей современности: почти каждый помнит о том, кто такая Афродита, за что пострадал Нарцисс, чем закончил Прометей, или кто такой Аид.

 

Античная мифология для меня – это come back в детство. Вся моя семья занимается точными науками, и ни у кого не было времени придумывать на ночь сказки. Мама и бабушка упражнялись в пересказывании запомнившихся с университетских времен легенд о Геракле и приключениях Одиссея. Поэтому древнегреческий эпос находится у меня где-то «на подкорке». Возможно, существует некая форменная визуализация античности в моих снимках, но это не связанно с идеализацией греческой или римской культур, скорее с ассоциативными рядами, которые возникали в детстве. В своем проекте я не говорю о чем-то новом. Система идеалов навязывалась обществу с тех пор, как оно появилось. Но мне кажется интересным иронично намекать на искусственность интересов, добавляя в работы «пластмассовые» предметы, которые отождествляются с современной шкалой успешности.

О «жанре»:

Мою фотографию называют экспериментальной некоторые украинские фотографы. Сергей Братков первый определил ее как «экспериментальную вариативность восприятия действительности», поскольку ранее с фотографией так никто не работал: это не репортаж, не постановочная фотография и не коллаж. В моих снимках есть доля мейнстрима: никакой игры с постановкой света или декорациями — всего лишь приукрашенная действительность и примитивная вспышка.

Снимок, на котором изображен Сизиф, толкающий пень в сторону логотипа Apple, иллюстрирует привычную сейчас картинку из жизни: молодые люди часто батрачат месяцами для того, чтобы купить последнюю модель iPhone или любой другой гаджет, но при этом едят Мивину. Это бесконечно неблагодарный труд, мотивированный стремлением заполучить бренд или атрибут статусности.

О теле и телесности:

Тело – это единственное, что людям не удастся кардинально изменить, — оно остается некой константой. Архитектура, убеждения, религии, мода, обычаи и культура изменятся до неузнаваемости соответственно нравам и течению времени — тело же будет субстанцией, наименее подверженной изменениям.Поэтому в своих работах я демонстрирую телесную «оболочку» как основу, которая обрастает чувствами, привычками, мифами, добавляя к ней те или иные элементы, влияющие на её стремления.

О других проектах:

Я параллельно работаю над другими проектами, но мне не хочется о них рассказывать или преждевременно визуализировать. Могу сказать, что следующими будут истории, в которых я хочу изучить тему пубертата, истоки желаний войти в историю; и об обстоятельствах, которые могут убить человека.

О других художниках:

Работы художников не являются для меня вдохновением — это личные высказывания, которыми я могу точно так же болеть или восхищаться. Я вдохновляюсь впечатлениями от услышанных или увиденных историй, вкусовыми ощущениями, новостями, пережитым, увиденным и собственными воспоминаниями.

Если говорить о визуальной части искусства — мне импонируют художники, работы которых позволяют на себя смотреть. В наше время большую часть продуктов творческих изысков приходится слушать, а не видеть из-за невнятности изобразительного языка. А чрезмерное количество кураторских экспликаций не всегда совпадают с манифестом художника, что для меня является моментом подмены понятий и насильственности над зрителем.

Тенденция смотреть на визуальное искусство ушами никогда не найдет отклика и тем более не вдохновит. Я более чем внимателен к авторам, отдающим предпочтение искренним и честным высказываниям без оглядки на мировые тенденции и модные обрамления идей, на которые туго навинчены малопонятные тексты.

 

Ярослав Солоп (род. 1979 г., Черновицкая обл.) — украинский художник, работает в области экспериментальной фотографии. Окончил Львовскую национальную академию искусств, факультет дизайна. Живёт и работает в Киеве.

2015 — Boundaries of the Possible, куратор, участник проекта. Познань, Польша

2015 — Un Homme chapitre III, Hors-Champs, Париж, Франция

2014 – ArtKyivContemporary, куратор, участник проекта Boundaries of the Possible, Киев, Украина

2014 – MBYA (Московская биеннале молодого искусства), Resistans project, Vinzavod, Москва, Россия

2014 – LiteraturHaus Lettretage, Берлин, Германия

2013 – ArtKyivContemporary, Industrial Eden project, Киев, Украина

2013 – Bereznitsky Project Space, Monthly Payment project, Киев, Украина

2013 – ММФ ІІІ  (Месяц молодых фотографов ІІІ) Пермь – Москва, Россия

2012 – Cult of the body, Leisure Gallery, Лондон, Великобритания

2012 – Cult of the body, Bardens, Бристоль, Великобритания

2010 – New Generation, Fotokina, Дюссельдорф, Германия

2010 – New Generation, Atelier MicMac, Кёльн, Германия

2008 – Chernivtsi je t’aime, Национальный художественный музей, Черновцы, Украина

 

Материал подготовили: Анастасия Дзюбан, Влад Андриевский