doroshenko

Конец эпохи позднего железа — книга арт-критика Константина Дорошенко, вышла в издательстве Laurus. Это сборник статей об искусстве, культуре и обществе, написанных автором с 1990-х по 2013 год.

В отличие от искусствоведенья, арт-критика не занимается колоноскопией мертвецов. Взаимодействуя с живым настоящим, она выступает палачом для тех из нас, кто гадит, полагая, что творит. Эта её благородная миссия весьма требовательна к фигуре того, кто, собственно, критикует.

В стране, где место культуры – сразу после рубрики «кроссворды», арт-критик – это брат художника по нищете, а нищета, в свою очередь, крайне вредна для незаангажированного мнения. Не менее вредна для него и вовлеченность арт-критика в «тусовку»: сеть дружеских, сексуальных и (или) застольных связей с «людьми искусства» – трудно быть критичным к произведениям того, с кем ты вчера лобзался и бухал.

Другой проблемой арт-критики является академизм и занудство большинства её авторов – производное страха утратить статус обладателей особого, недоступного «простым смертным» знания; страха, вынуждающего критиков наводнять свои тексты тяжеловесными словесами и искромётными отсылками в маргинальные труды, прочитанные автором однажды в 1970-х.

В контексте украинской культурной ситуации, кишащей спившимися занудами или попросту неинтересными провинциальными бездарями, фигура Константина Дорошенко является приятным исключением из многих правил. В первую очередь потому, что чувственный и эксцентричный интеллект Дорошенко соблазняет на путешествия за пределы привычных ракурсов. Возвращаясь из этих одиссей, ты обнаруживаешь себя преисполненным вдохновением.

Мнение Дорошенко – это всегда живая и непосредственная, сугубо личностная реакция; приглашение на танец в дыму с крокодилом, где тебя могут съесть, но зато пахнет не спёртью из-под юбок пожилых музейных смотрительниц, а вином и табаком – взлетают платки, доносится странный смех, шумит богемная кофейня.

 

Анатолий Ульянов, писатель, фотограф, фильммейкер