На самом деле, все это про информационную войну и про то, что нужно же что-то делать.

Ехать в Мариуполь, Краматорск, Славянск. Говорить о культуре и искусстве, потому что именно они заставляют сомневаться, задавать вопросы, докапываться до ответов — даже самых неприятных для спрашивающего, — ломать свои привычки и находить новые возможности, представлять мир шире, понимать себя в этом мире и видеть цели. Со своей стороны, во время поездок в зону АТО, мы тоже узнаем о войне больше, чем сидя в киевских фейсбуках. Выезжая в Восточный в Мариуполе или в Семеновку в Славянске, общаясь с таксистами, продавцами рынка, прохожими, активистами и волонтерами. Эта информация, полученная из разных источников, помогает балансировать в информационных потоках и понимать, куда идти.

Еще можно ехать за границы и говорить совсем c другими аудиториями, которые, например, думают, что война давно закончилась. В декабре прошлого года ИЗОЛЯЦИЯ провела однодневную информационную выставку в парижском Palais de Tokyo. В рамках выставки мы показали интервью с представителями нескольких сторон войны — захватчиками украинской территории, пленными и молодыми людьми, которым пришлось покинуть Донбасс из-за военных действий. В результате, каждый из сотен посетителей смог сложить картинку и выбрать свою позицию по отношению к происходящему в Украине.

Все это еще и про то, что в информационной войне каждая сторона пользуется строго определенным лексиконом. Локальный гражданский конфликт или война России с Украиной? Национализм или антиимпериалистическая борьба и желание бывшей колонии самоидентифицироваться? Отпуск или оккупация?

Мы не стали отвечать на последний вопрос, и решили использовать оба термина, чтобы все участники #onvacation выбрали свое отношение к ситуации. На 56-й Венецианской биеннале современного искусства наша группа, состоящая из культурных активистов и художников, предлагает посетителям подумать о концепции оккупации и о том, каким образом военная агрессия отображается в информационном пространстве.

Идея #onvacation в том, чтобы выбрать на Биеннале павильон государства, которое оккупирует другую страну, сделать в нем селфи в униформе и разместить в соцсетях. Команда проекта сделала свою подборку агрессивных стран, но начать акцию решила с павильона России. Во-первых, наша группа состоит из дончан и крымчан. Во-вторых, все мы, так или иначе, связаны с фондом ИЗОЛЯЦИЯ, территория которого была захвачена в июне 2014 года для размещения «гуманитарной помощи» из России. В русском павильоне не сразу поняли, в чем смысл перформанса, и поэтому охрана попросила нас покинуть помещение только спустя пару часов. За это время униформы с хештегом #onvacation надевали представители разных стран, в том числе, и России. Перфоманс продлился за пределами русского павильона, и охватил всю территорию Биеннале.

Информационная политика — она еще и про то, что ситуация не только не искажается, но и звучит и не замалчивается. За следующие сутки о проекте написали международные СМИ и отношения с российским павильоном потеплели. Директор павильона рассказывал нам про своего пятимесячного внука, а организаторы больше не препятствовали проникновению зеленых человечков на российскую территорию искусства.

Отпуск или оккупация — это также вопрос личного выбора, и тут в нашей команде были разночтения, когда мы направились с визитом в павильоны оккупирующих стран. Куда идем: в Армению или Азербайджан? Идем ли мы в Израиль? В США? В Китай? В Сербию?
Мне встретились сербы, которые взяли униформы и решили выразить протест против оккупации в павильоне собственной страны.

В один из вечеров мы шли с Мариной по узким улицам Венеции и слушали, как пронзительно кричат птицы. «Как в Донецке» — почти одновременно сказали мы.

Это еще и про то, что нужно же что-то делать.