Валерий Милосердов. Паспорта литовцев – граждан СССР — нанизаны на баррикаду у парламента Литвы. Вильнюс. 1991
Art Vilnius-2014 сделал акцент на фотографии. Город, основанный Гедиминасом после сна на месте, где сжигали почивших литовских князей, не напрасно стремится сегодня спровоцировать арт-сцену восточноевропейского региона. Столица Литвы была и остается точкой притяжения, пересечения культурных, этнических, духовных и эстетических путей и знаков. И не только для литовца «путешествие в Вильнюс является разновидностью инкубации – путешествия к сакральному центру»¹.
В 2009 году Фотография из новейшей истории Вильнюса стоила досрочного закрытия одному из моих кураторских проектов в Киеве – выставке Валерия Милосердова Год последний – год первый.
В 2009-м cлово «кризис» захватило вербальное пространство тотально – от телеэкранов до пресловутых кухонь. Но разве это был первый кризис для нас? На рубеже 1990-х мы пережили кризис куда более страшный. Не только экономический. Политический, морально-этический. Какими мы были, что выбирали, во что верили и благодаря чему выстояли тогда, в 1991-м, последнем годе СССР, первом – новой независимости для Украины, Литвы и других государств? И не живем ли мы в кризисе перманентном?
Валерий Милосердов. Парад передовиков на празднике животноводов. Казахстан. 1991
Задуматься об этом, а также – о человечности, достоинстве и о том, что такое личностный выбор, предлагала наша с Валерием Милосердовым выставка. Лауреат специального приза жюри конкурса европейской фотографии Grand prix de photographie IMAGES’95 (Веве, Швейцария), в качестве фотокора Известий он снимал события августовского путча в Москве 91-го. Снимал, рискуя жизнью, как многие в те дни люди, простые и знаменитые, для которых вера в демократию и право на перемены оказались ценностью личной.
Валерий Милосердов. Августовский путч. Москва. 1991
В 1993-м указом Президента России Бориса Ельцина Валерий Милосердов был награжден медалью «Защитник свободной России» – среди представителей культуры и гражданского общества: Мстислава Растроповича, Юрия Щекочихина, Константина Кинчева и других. А первыми к награде были представлены те, кто погиб под танками ГКЧП. Но после ухода Ельцина и медаль, и то, за что ею награждали, стали непопулярны в России. Валерий обнаружил себя в указе о награждении случайно, забросив свою фамилию в поисковик в Интернете.
Запоздалое вручение награды в 2009-м подтолкнуло меня к идее его проекта в Российском центре науки и культуры при посольстве РФ в Киеве. «Защитнику свободной России» там отказать не смогли.
Кадры августовских событий Москвы-91, повлиявших на новейшую историю всего мира, составили ритм экспозиции. Он разрывался эмоциональными вспышками образов времени, увиденных Милосердовым в отчаянье и эйфории 91-го – в Украине, Казахстане, Литве. Образов трагичных, абсурдных, человечных. Они не симулируют эмоций, но будто всплывают из ваших собственных воспоминаний. Они запечатлены человеком, чуждым имитации чувств. Не боящимся своей внутренней беззащитности перед миром.
Такое видение роднит Милосердова с литовской школой фотографии, работы мастеров которой вызывают впечатление только что случайно увиденного на бегу жизни именно вами. Невзначай, неожиданно, словно вспышка – впечатлившего. Как женщины из ретроспективы Антанаса Суткуса на Art Vilnius-2014 или его шедевр – Слепой пионер 1962 года, сделавший Суткуса классиком мирового искусства.
Впрочем, литовскому искусству известно, что не только человек, но и предметы могут вызвать острое эмоциональное переживание. Кульминационным в выставке Милосердова стал кадр, снятый у парламента Литвы, с насаженными на прутья ограды советскими паспортами. Вобравший боль и страсть времени. Он оказался каплей, переполнившей чашу терпения российских дипломатов. После открытия эту фотографию и несколько других убрали из экспозиции, а когда я потребовал прекратить цензуру художественного высказывания, проект досрочно демонтировали. Лишь спустя пять лет мы ценой крови, проливающейся на земле Украины, узнали, насколько рано похоронили для себя СССР. Чтобы этот кадавр перестал пожирать нашу жизнь, важно не только помнить о прошлом, но, не впадая в апатию или злобу, создавать настоящее, прислушиваясь к опыту тех, кто может нас понять.
Продолжение следует…
¹Чижевський К. Лінія повернення. Про практику прикордоння в діалозі з Чеславом Мілошем. – Львів, 2013. – С. 86.